Традиционное искусство инкрустации бисером мексиканских индейцев племени Уичоли уже давно завоевало любовь поклонников со всего мира. И совершенно по праву, поскольку оригинальности, яркости и самобытности этих произведений народного искусства практически нет равных. Сейчас любители рукоделия с энтузиазмом осваивают индейскую национальную технику, вернее, ее общие принципы, поскольку некоторые приемы приходится изобретать самостоятельно. Но обо всем - по порядку.
Индейцы Уиочоли, и сегодня проживающие в труднодоступных горных местностях Северной Мексики, являются одним из самых немногочисленных, но наиболее колоритных народов этого континента. По различным данным, численность этого племени находится в пределах всего 18-30 тысяч человек. Уичоли живут практически изолированно от цивилизации, в тесной связи с природой и ее стихиями. Электричество они начали использовать только в 70-х годах 20-го столетия, а от строительства дорог индейцы отказались, чтобы избежать уничтожения священного леса. Словом, живут они натуральным хозяйство, но свято придерживаются древних верований и традиций: ходят босиком, наносят на лица магические рисунки и ищут благосклонности духов через рукотворные изделия, красочность и сложность орнаментов на которых не знают аналогов.
Примечательно, что мотивы и символы в искусстве Уичоли берут начало в их мифологическом мировоззрении, теории о происхождении мира, дублируемых в национальных древних легендах. Инкрустация бисером масок и всевозможных предметов - это одно из наиболее колоритных ремесел народа Уичоли. Изделия эти масштабные, яркие, ошеломительно пестрые. Главным персонажем узоров является священный олень. Любой из таких бисерных орнаментов проникнут духом шаманизма, магии и обязательно наполнен определенным тайным смыслом.
Заготовками-основами для инкрустации служат деревянные формы, а также натуральная кожа и ткани, которые индейцы покрывают пчелиным воском. Фигуры птиц и животных (священные олени, быки, ящерицы и орлы встречаются чаще всего), скалящиеся маски, человеческие черепа, барабаны, громадные панно с кажущимися психоделическими сюжетами – украшенные бисером творения Уичоли весьма разнообразны, и каждое из них – шедевр и заслуживает особого внимания. За это антропологи стали называть креативный народ «племенем художников».
Наряду с другими произведениями искусства, украшенные бисером предметы, фантастические орнаменты и цветовая палитра красноречиво повествуют о культуре, мифологии и религиозных воззрениях шаманов Уичоли. Работа с бисером стала относительно новым видом ремесла для индейцев, поскольку до испанской конкисты подобные изделия изготавливали, используя вместо бисеринок кусочки кости, глиняные бусинки, коралловую крошку, камешки, ракушки, семена и тому подобные материалы. А поскольку украшали в основном ритуальные предметы, в узоры цвета включали со смыслом. Так, синий был обращением к духу дождя и воды; черный цвет символизировал Тихий океан, красным обозначали Вирикуту, родину пейотля с орлом и священным оленем.
Без чувства ритма, точного глазомера, ловкости пальцев и крепости нервов вам вряд ли удастся овладеть техникой инкрустации бисером Уичолей. В этой технике работа с бисеринками больше похожа на клеевую аппликацию. Для нее берутся идеально откалиброванные бисеринки специфических, очень ярких цветов, которые можно отыскать среди ассортимента разве что японского или чешского бисера.
На твердую поверхность, покрытую воском, крепят бисеринки, укладывая их плашмя. Узоры в этой технике не продумываются очень детально. Мастер в начале работы набрасывает основные линии, выкладывая по ним полосы из бусинок, а от них уже в последствии разрастается узор, диктуемый вдохновением и, возможно, совсем немного, - священным пейотлем. Поэтому можно сказать, что создаются психоделические рисунки буквально «на ходу», а это крайне непросто. Деревянная основа обильно натирается натуральным воском, у которого нет свойства пачкаться или скатываться, как это делает клей. Чтобы сделать фиксацию бусинок прочнее, знающие люди рекомендуют смешивать пчелиный воск с сосновой смолой в пропорции 2:1. Любимый многими клей ПВА служить альтернативой воску не может, поскольку – клей уничтожает свойственный бисеру блеск, плюс повреждает его краску. К тому же, использование этого клея приводит к неэстетическим эффектам в виде просвечивания через отверстия бисера. Однако практикующие мастера изобретают специальные миксы клеев, секрет состава которых разглашать не спешат.
Скорее всего, потребовалось не меньше двух ведер такого клеевого состава для инкрустации автомобиля марки Volkswagen Beetle, который получил отдельное название "Vochol". Для его отделки потратили больше двух миллионов бусинок. В работе приняли участие 8 индейцев Уичоли, украсив все внутренние и наружные поверхности автомобиля. На это ушло 4760 часов! Экспонат периодически колесит по странам Европы с целью привлечения внимания к уичольскому искусству. А местом его постоянной экспозиции является Брюссельский Королевский музей.
Как и в аутентичных уичольских творениях, в декоре "Vochol" была использована традиционная уичольская символика: изображения оленя, символизирующие мудрость; орел с двумя головами, символ двойственного видения мира и мост, связывающий богов и людей; ящерица – символ огня и смелости; скорпионы – защитники людей от злых духов.
Если вас впечатлили индейские бисерные творения, мы расскажем немного о тонкостях и нюансах процесса укладки бисера.
Перед началом работы подготовьте удобное рабочее место. Бисеринки нужно насыпать по сортам в емкости с невысокими бортиками либо же совсем без них. Не насыпайте разные сорта бисера в одну емкость, это усложнит вам работу.
Перемещать бисер удобно с помощью иглы или булавки.
Предварительно продумайте эскиз узора, его цветовое решение.
Работая с воском, нужно заранее покрыть расплавленным воском всю заготовку, без пропусков.
Воск плавится на паровой бане - при 60–70 °C. В случае закипания может образоваться белый налёт, поэтому лучше не допускать этого.
Если вы хотите заняться таким рукоделием вместе с детьми, попробуйте использовать вместо воска пластилин. Только при выборе его учитывайте, что он будет проглядывать в пробелы через бисер.
Сначала нанесите на заготовку основные контуры своего узора, а уже после этого погрузите ее в горячий воск. У вас получится тонкий слой воска, под которым будут хорошо просматриваться линии узора. По ним легче ориентироваться при укладывании первых рядов бисеринок.
Начинайте укладку бисера с осевых линий либо контуров рисунка. А потом постепенно заполняйте полученные сектора, продвигаясь от края по направлению к центру. Выкладывайте бисеринки ровными рядами, чтобы ваша работа выглядела аккуратно.
Завершив укладку бисера, изделие иногда для долговечности покрывают лаком. В случае с воском, эта процедура оправдана, так как после нее изделие можно будет смело мыть.
Выберите свой город: