Лицевым шитьём называют особый вид вышивки и особенный вид славянского изобразительного искусства, получившего расцвет в 14-17 столетиях. Его выразительность вполне сравнима с иконописью. Среди типичных образцов этого искусства - разнообразные вышитые золотыми и шёлковыми нитками иконы, запечатлевающие лики (что дало название "лицевые") Спасителя, святых, а также плащаницы, хоругви и другие предметы культа. Второе название такой вышивки - "живопись иглой". Ее сюжеты близки к художественности и образности икон и церковных фресок и так же сочетаются обычно с литургическими надписями. Но, в то же время, лицевое шитье обладает своими особенностями, среди которых большая, по сравнению с большинством других разновидностей изобразительного искусства, обусловленность свойствами материалов, технологией и предназначением предмета.
Чаще всего композиция произведения церковного шитья строится из центрального изображения - ликов святых, сцен из их жизни, библейских сюжетов, обрамленных каймой с аналогичными же рисунками или орнаментом в сочетании с вышитыми литургическими надписями.
История шитья золотом на Руси
Существовали разные художественные школы. Собственно, техника данного шитья была унаследована из Византии после принятия христианской верой.
Занимались золотошитьем обычно женщины из очень богатых и знатных семей. Освоение техники вышивки золотом входило в программу обязательного воспитания благородной девушки. Почти каждая великая княгиня и даже царица искусно владели этим мастерством. Почему это стало признаком богатства, понять несложно: золотые и шёлковые нити, а также ткани для лицевого шитья стоили исключительно дорого, а сама вышивка занимала очень много времени. Так что доступно это искусство было только богатым.
Во всех знатных домах были мастерские, где работали мастера любых ремесел, включая и швейное. Сами швейные мастерские называли "светлицами". В них работали лучшие из вышивальщиц, которые создали эталонные произведения лицевого шитья, равных которым нет и сейчас. Вышивание церковных полотен считалось занятием богоугодным. В светлицах, руководимые хозяйкой дома, над шитьем трудились порой около полусотни мастериц.
Прославились своими золотыми вышивками и женские монастыри. В них вышиванием занимались как царицы, княгини и боярыни, так и простые монастырские старицы, купчихи, обычные мастера. Созданные в многочисленных светлицах шедевры лицевого шитья преподносили в дар церквям, монастырям, иностранным православным священнослужителям.
Существовали школы золотого шитья, сформировавшиеся в разных местностях. Так, сегодня выделяют византийскую школу наряду с московской и новгородской. Первая отличается обилием золотых и серебряных элементов, цветными прикрепами, а также приемом «шитье в лом». Школа, сформировавшаяся в Новгороде, характеризуется применением материалов пастельных тонов и малым количеством золотых деталей. Для московской школы характерны сочность, многоцветность и также малое количество золота.
Пика развития вышивальные промыслы на Нижегородских землях достигли во 2-й половине 19-го столетия. В Торжке непрерывно работали золотошвейная артель и школа при ней с 1899 года и до начала Второй мировой войны. А после освобождения и восстановления города в 1942 году и артель, и школа вновь продолжили свою работу. С 1960 года артель стала фабрикой им. 8 марта, а с 1971 года стала частью фирмы «Калининские узоры».
Город Торжок оказал огромное влияние на развитие золотошитья и на его распространение во многих регионах. В частности, на использование золотой вышивки при оформлении костюмов.
Техника церковного шитья
Как правило, лицо и оголенные участки тела вышивали шелковыми нитями в телесных либо серых оттенках, используя "атласный шов". Такой прием давал плотное прилегание стежков между собой. Также использовали прием "в раскол", при котором иголка вводится в середину уже наложенных стежков, будто расщепляя их. Небольшие изображения вышивали чаще всего вертикальными либо горизонтальными стежками. А большие и монументальные полотна выполнялись наложением стежков по направлению мышц и других анатомических линий для придания вышивке натуралистичного объема. Это называлось вышиванием "по форме". Эта техника развивалась с середины 16-го столетия. В этот же период объем начали подчеркивать также с помощью шелковых нитей различных оттенков. Иногда под золотую нитку подкладывали толстый слой ткани, чтобы усилить рельефность изображения. Часто вышитое произведение дополнительно декорировали драгоценными каменьями, обшивали жемчугом. Чтобы добавить прочности во время вышивания по шелку под него клали плотный холст, а впоследствии пришивали подкладку.
Процесс создания произведений лицевого шитья довольно сложен. Поэтому порой одно произведение создавали несколько художников. Они делились по специализациям: "знаменосцы" рисовали саму икону, «травщики» создавали узоры ("травы"), «словописцы» писали надписи ("слова") для шитья. "Знаменосцы" рисовали эскиз изображения на бумаге, который потом переносили на ткань. В отдельных случаях рисовали сразу на ткани. Нарисованное на ткани изображения мастерицы-вышивальщицы потом обметывали белыми нитями, а потом уже вышивали.
Лицевое шитье сейчас (фото примеров)
В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства постепенно возрождается и продолжает развиваться. С развитием капитализма ручное производство проигрывало в конкуренции с машинным, вышитые мастерицами изделия перестали окупать себя. Изменялись взгляды, изменялась и вышивка.
Так, новые тенденции европейского искусства отразились на культовых одеяниях - фелонах и стихарях, абсолютно повторяющие светские аналоги, как в орнаментах, так и в технике вышивания.
Современные направления золотого лицевого шитья представлены:
реставрацией икон, которые впоследствии используются в церквях или хранятся в музеях;
создание новых икон по традиционным канонам;
изготовление церковных одежд по традиционным канонам;
изготовление портретов, пейзажей или бытовых сцен из жизни разных стран;
создание вышитых копий книжных и киногероев;
декорирование одежды с использованием техники и приемов золотого шитья;
декорирование предметов обихода и интерьера в технике золотного и лицевого шитья.
В конце 90-х годов 20-го века постепенно возрос интерес и начало возрождаться золотное церковное искусство. Так, начала работать мастерская «Урбус» в Оптиной пустыни под Санкт-Петербургом. Здесь главное внимание уделяется следование традиционным канонам лицевого и золотного шитья. А в городе Павловск создана швейная мастерская при местном соборе Св. Николая Чудотворца, в которой шьют церковную одежду и возрождают традиции лицевого, золотного шитья и вышивки бисером.
Сейчас во многих вузах, на кафедрах дизайна, возобновили обучение технике лицевого и золотного шитья. Как оказалось, возможности этого древнего вида вышивки безграничны. Поэтому творческое наследие старых мастеров активно используется в современном декоративно-прикладном искусстве, обогащая его творческий потенциал.
На фото вы можете видеть работы современных мастериц. Все они вышиты вручную!
Выберите свой город: